1 какие содержательные компоненты поддерживает опп до
Перейти к содержимому

1 какие содержательные компоненты поддерживает опп до

  • автор:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 151» город Ярославль

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ. Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ.

Уровень образования — завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.

Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен. Дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью уровня образования, что позволяло относиться к нему по «остаточному принципу».

Уровень ДО – особенный:
1) необязательность уровня ДО в РФ
2) отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат.

Совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти называется Федеральным государственным образовательным стандартом.

Следовательно, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Приказ Минобрнауки России N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», вступивший в силу 16 марта 2010 г., передаёт эстафету Приказу Минобрнауки №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», который вступит в силу с 1 января 2014 года.

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении
    в действие федеральных государственных требований
    к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  • от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения.

Структура документа (ФГОС ДО):

  1. Общие положения
  2. Требования к структуре ООП ДО
  3. Требования к условиям реализации ООП ДО:
  • к психолого-педагогическим условиям
  • к развивающей предметно-пространственной среде
  • к кадровым условиям
  • к материально-техническим условиям
  • к финансовым условиям
  1. Требования к результатам освоения ООП ДО

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В перечисленных документах заложены следующие основные принципы:

Основные принципы стандарта:

  1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека
  2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
  3. Уважение личности ребёнка
  4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной
    и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Основные принципы ДО:

  1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития
  2. Индивидуализация дошкольного образования
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Сотрудничество Организации с семьёй

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Цели стандарта:

  • Повышение социального статуса ДО
  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования
  • Обеспечение государственных гарантий уровня
    и качества
    образования на основе единства обязательных требований
  • Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

Задачи Стандарта:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
    в том числе их эмоционального благополучия
  2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ)
  3. Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО
  4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …
  5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…

Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

Содержание Программы должно охватывать следующие определенные образовательные области (направления развития и образования детей)

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Личностное развитие проходит через все 5 образовательных областей. В ФГТ это было 4 направления развития детей.

Рассмотрим задачи в каждой образовательной области.
Социально-коммуникативное развитие

Основная цель – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства

Основные задачи:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе…
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции…
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта…
  • Формирование готовности к совместной деятельности
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления реализации ОО «С-К развитие»

  • Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей;
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе;
  • Трудовое воспитание;
  • Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие

Основная цель – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие

Основные задачи:

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие воображения и творческой активности
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира

Речевое развитие

Основная цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Основные задачи:

  • Овладение речью как средством общения и культуры
  • Обогащение активного словаря
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Развитие речевого творчества
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  • Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации

  1. Развитие словаря
  2. Развитие звуковой культуры речи
  3. Формирование грамматического строя
  4. Развитие связной речи
  5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
  6. Воспитание любви и интереса к художественному слову

Средства развития речи

  • Общение взрослых и детей
  • Культурная языковая среда
  • Обучение родной речи на занятиях
  • Художественная литература
  • Изобразительное искусство, музыка, театр
  • Занятия по другим разделам программы

Художественно-эстетическое развитие
Основные задачи:

  • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие
Основная цель:

  • гармоничное физическое развитие
  • формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой
  • формирование основ здорового образа жизни

Основные задачи (оздоровительные, воспитательные, развивающие):

  • Приобретение опыта в двигательной деятельности…
  • Развитие физических качеств…
  • Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
  • Правильное выполнение основных движений
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
  • Овладение подвижными играми с правилами
  • Становление целенаправленности и саморегуляции
    в двигательной сфере
  • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами …

Направления физического развития:

  1. Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:
  • связанной с выполнением упражнений
  • направленной на развитие таких физических качеств как
    координация и гибкость
  • способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы
    организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
  • связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
  1. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
  2. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% ( сравнить с ФГТ).

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя:

  • пояснительную записку
  • планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы

В пояснительной записке отражены:

  • Цели и задачи реализации Программы
  • Принципы и подходы к формированию Программы
  • Значимые характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Планируемые результаты конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учётом:

  • возрастных возможностей и индивидуальных различий детей
  • особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов

Содержательный раздел включает:

  • описание образовательной деятельности в соответствии с пятью образовательными областями, с учётом используемых ПООП
    и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ
  • описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
  • описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
  • особенности образовательной деятельности разных видов
    и культурных практик
  • способы и направления поддержки детской инициативы
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
  • иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов

Часть ОП, формируемая участниками образовательных отношений

  • Включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно
  • Учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и может быть ориентирована на:
  • специфику национальных, социокультурных и иных условий
  • выбор тех парциальных программ и форм организации работы
    с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
  • сложившиеся традиции ДОО (группы)

Условия реализации программы:

  • к психолого-педагогическим условиям
  • к развивающей предметно-пространственной среде
  • к кадровым условиям
  • к материально-техническим условиям
  • к финансовым условиям

Перечисленные условия обеспечивают полноценное развитие детей во всех образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
  • Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей
    (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития
  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
  • Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
  • Защита детей от всех форм физического и психического насилия
  • Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

(просмотр)

Структура основной образовательной программы приведена в соответствие с ФГОС ДО от 17.10.2013г .

© МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 151» город Ярославль, 2017 – 2024
Работает на CMS2.edu при поддержке © ГУ ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании»

Какие компоненты поддерживает ОПП до и зачем они важны?

ОПП (ориентированное на процесс программирования) включает в себя ряд содержательных компонентов, таких как определение задач, анализ требований, проектирование, разработка, тестирование и поддержка программного продукта. В данной статье мы рассмотрим, какие конкретно компоненты поддерживает ОПП и как их правильно использовать для достижения успешного результата.

ОПП до, или Обобщенный Персональный Психологический Портрет, является одним из инструментов, который используется в психологической практике для более глубокого понимания личности человека. ОПП до включает в себя ряд содержательных компонентов, таких как темперамент, характер, мотивация и многое другое, которые помогают раскрыть самые глубокие стороны личности.

В этой статье мы рассмотрим несколько ключевых компонентов обобщенного персонального психологического портрета и того, как они влияют на жизнь человека. Мы также рассмотрим некоторые примеры того, как можно использовать эти знания для улучшения личной жизни и достижения успеха в карьере.

ОПП до может быть полезен любому, кто заинтересован в глубоком понимании самого себя и своих индивидуальных потребностей, так что давайте более детально разберем каждый из компонентов, входящих в обобщенный персональный психологический портрет.

Основные компоненты ОПП

Основными компонентами ОПП являются личностное развитие, социальное взаимодействие и образование.

Личностное развитие включает в себя развитие навыков саморефлексии, самоконтроля, саморегуляции, а также укрепление самооценки и самодоверия. Определение и развитие своих личностных ценностей, выявление сильных и слабых сторон, а также умение находить ресурсы для личностного роста являются одними из ключевых задач ОПП.

Социальное взаимодействие помогает развивать навыки коммуникации, эмоционального интеллекта, умения работать в коллективе, принимать и уважать разные точки зрения. ОПП помогает развивать у людей уверенность в себе и способность эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Образование является ключевым компонентом ОПП, так как помогает людям получать новые знания и навыки, учиться постоянно развиваться и расширять свои горизонты. Образование может быть как официальным (учеба в школах и вузах), так и неформальным (самообразование, обучение на курсах и тренингах).

Все компоненты ОПП важны и взаимосвязаны между собой. Развитие одного компонента ведет к развитию других, и только комплексный подход к ОПП позволяет получить максимальный эффект от его использования.

Определение ОПП

ОПП (Осознанное персональное развитие) — это процесс построения хорошо однообразной личности, который позволяет людям лучше понимать себя, свои ценности, цели и старания в различных сферах жизни. ОПП также может помочь людям понять, как их мнения и действия влияют на других вокруг них.

Целью ОПП является помощь людям в достижении их полного потенциала. Среди других целей ОПП можно назвать улучшение качества жизни, развитие уверенности в себе и раскрытие своих творческих способностей.

ОПП — это многомерный и долгосрочный процесс, который включает в себя расширение знаний, умений и навыков в различных областях жизни, таких как физическое и эмоциональное здоровье, межличностные отношения, профессиональное развитие и духовное развитие.

Важным компонентом ОПП является искреннее желание личности для изменения и улучшения своей жизни. Этот процесс не является простым и может потребовать больших усилий и терпения, но результаты достойны внимания.

Компоненты ОПП

Компоненты ОПП

Осознанность — это компонент ОПП, который направлен на принятие сознательных решений и осознанное поведение. Осознанность помогает человеку стать более внимательным к собственным мыслям и эмоциям, а также научиться реагировать на окружающий мир в соответствии со своими ценностями и убеждениями.

Самоактуализация — еще один компонент, который ОПП направлен на помощь людям в достижении их потенциала. Он подразумевает постоянное развитие личности, достижение новых высот в профессиональной и личной жизни, а также нахождение своего места в обществе и достижения смысла жизни.

Радостное приемущество — это компонент, который направлен на то, чтобы повысить уровень удовлетворенности жизнью. Он обучает человека тому, как находить радость и счастье в жизненных обстоятельствах и делает его более уверенным в себе, больше открытым и доступным для других.

Благополучие – это компонент, который направлен на то, чтобы помочь людям жить здоровой и полноценной жизнью. Он обучает тому, как правильно питаться, как поддерживать физическую форму и улучшать своё физическое и психическое здоровье, а также научиться управлять своими эмоциями и стрессом.

  • Социальная ответственность – это компонент, который помогает человеку понимать свою роль в обществе и вкладываться в развитие общества. Он направлен на формирование у человека ответственного отношения к своим обязательствам перед обществом и развитию у него социальной компетентности и умения работать в команде.
  • Культурная компетентность – это компонент, который направлен на то, чтобы помочь людям понимать культурные различия и быть более толерантным и открытым к другим культурам. Он также помогает человеку расширять свой кругозор и находить в жизни новые интересы и увлечения.

Личностная эффективность – это компонент, который направлен на помощь человеку повысить свою личностную эффективность и достичь целей в различных сферах жизни. Он обучает тому, как управлять своим временем, как улучшать свои коммуникативные навыки и как улучшать свою работоспособность и творческие способности.

Компонент «Чувствовать»

Компонент «Чувствовать» подразумевает понимание эмоций и чувств, а также умение управлять ими. Этот компонент связан с психологической гибкостью и способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Человек, у которого развит этот компонент, легче адаптируется к эмоциональным вызовам и способен более глубоко сочувствовать другим людям. Он более осознанно и благоразумно принимает решения, не действуя под влиянием эмоций. Кроме того, такой человек может выстоять в трудных ситуациях и не поддаться настроению печали или отчаяния.

Для развития компонента «Чувствовать» важно научиться распознавать свои эмоции и чувства, а также выражать их адекватно. Необходимо обучаться управлению своими эмоциями и находить способы их регулирования. Для этого можно использовать различные практики, например, медитацию, йогу, психотерапию и т.д.

  1. Применение практик медитации и других методик самоуправления помогут осознать свои эмоции и чувства.
  2. Надлежащее осознание своих эмоций позволяет управлять ими и не поддаться сильному влиянию негативных эмоций.
  3. Компонент «Чувствовать» влияет на самоопределение и гибкость личности.

Важно также научиться воздействовать на свои эмоции через физическую активность, здоровый образ жизни, достаточный отдых и т.д. В целом, развитие компонента «Чувствовать» позволяет человеку более осознанно жить и принимать решения в соответствии с их ценностями и убеждениями.

Компонент «Думать»

Компонент

Компонент «Думать» является одним из ключевых элементов в ОПП. Для того, чтобы принимать осознанные и грамотные решения, необходимо уметь мыслить логично и анализировать информацию. Именно этому и посвящен этот компонент.

Думать включает в себя исследование проблемы, анализ ее причин и последствий, поиск возможных решений и выбор наиболее эффективного. Этот компонент помогает человеку не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни, например, при выборе жилья, автомобиля, стратегии воспитания детей и т.д.

Компонент «Думать» помогает развивать критическое мышление и самоконтроль. Он учит смотреть на проблему не только со своей стороны, но и со стороны других людей, учит учитывать все возможные факторы и аспекты в принятии решения, разделять важное и неважное. В результате, этот компонент оказывает положительное влияние на жизнь человека, делая его более умным и осознанным.

Именно поэтому достаточное внимание должно быть уделено этому компоненту в ОПП. Создание условий для его развития поможет не только повысить профессиональный уровень, но и улучшить качество жизни в целом.

Компонент «Хотеть»

Компонент «Хотеть» является одним из ключевых элементов ОПП. Он определяет наши желания и цели, которые мы хотим достигнуть. Без этого компонента, человек не может двигаться вперед и достигать успеха в жизни.

Хотеть — это не просто желание, это мотивация, которая побуждает нас к действию. Если мы знаем, чего мы хотим, мы можем разработать план, чтобы достичь своих целей. Без этого компонента мы можем теряться в жизни и не иметь ясности в своих действиях.

Компонент «Хотеть» влияет не только на наши жизненные цели и задачи, но и на нашу личность. Он помогает нам определиться с нашей истинной природой, понять, что нас действительно вдохновляет и мотивирует. Таким образом, мы можем раскрыть свой потенциал и достичь максимальных результатов.

Чтобы развивать компонент «Хотеть», необходимо работать над собой, постоянно ставить перед собой новые цели и задачи, и искренне стремиться их достигнуть. Когда мы знаем, чего мы хотим, мы можем раскрыть свой потенциал и сделать свои мечты реальностью.

Как компоненты ОПП влияют на жизнь человека

Образовательная программа личностного роста (ОПП) существует для помощи людям в их личностном развитии и достижении целей. Эта программа включает в себя ряд компонентов, которые могут оказать различное влияние на жизнь человека.

Один из главных компонентов ОПП — это обучение управлению своими мыслями и эмоциями. Человек, который умеет контролировать свое внутреннее состояние, гораздо успешнее справляется со стрессом и депрессией, а также более уверенно взаимодействует с другими людьми.

Другой важный компонент ОПП — это умение устанавливать ясные цели и работать к их достижению. Люди, которые знают, что они хотят достичь, и умеют планировать свои действия, имеют больше шансов добиться успеха в различных сферах жизни.

Третий компонент ОПП — это умение эффективно коммуницировать с другими людьми. Хорошая коммуникация важна, чтобы установить отношения с окружающими и достичь своих целей в коллективе. Благодаря ОПП люди учатся лучше понимать друг друга и более эффективно общаться.

Также, ОПП помогает людям развивать свою креативность и принимать новые вызовы в жизни. Это важно для того, чтобы учиться новому и не стоять на месте.

В целом, ОПП дает людям возможность изучить свои личностные качества и найти способы усовершенствования. Компоненты программы помогают добиваться успеха в различных сферах жизни, повышать самооценку, эффективно взаимодействовать с людьми и повысить общую жизненную качество.

Повышение самосознания

Один из ключевых компонентов ОПП— повышение самосознания. Человеку, который заботится о своем развитии, важно понимать себя, свои потребности, желания и способности. Именно это позволяет ему строить свою жизнь так, чтобы она была более счастливой и насыщенной.

Повышение самосознания происходит за счет практики рефлексии, то есть осмысления своих мыслей, чувств, поступков и последствий, которые они несут с собой. Человек начинает задавать себе вопросы о том, кто он есть, какие ценности ему важны, какими взглядами на жизнь он руководствуется. Таким образом, он получает более четкое представление о себе и своей жизни в целом.

Повышение самосознания помогает человеку лучше понимать свои проблемы, решать их и принимать взвешенные решения. Он более уверен в своих поступках, так как действует в соответствии со своими ценностями и принятыми решениями. Кроме того, повышение самосознания позволяет более точно определить цели и планы на будущее, что помогает достигать желаемых результатов.

В итоге, повышение самосознания является важным компонентом ОПП, который позволяет человеку лучше понимать себя и свою жизнь, принимать взвешенные решения, решать проблемы и достигать поставленных целей.

Улучшение коммуникации

Одним из главных компонентов ОПП является развитие навыков коммуникации. Коммуникация играет важную роль в жизни людей, определяет качество межличностных отношений и успех в различных сферах деятельности.

ОПП помогает улучшить коммуникационные навыки, научиться созидательно общаться с окружающими, убеждать, слушать и понимать других людей. Кроме того, ОПП помогает осознать свои стереотипы восприятия других людей и научиться принимать более объективные решения в общении.

Улучшение коммуникации через ОПП приводит к улучшению качества жизни человека и его успешности в различных сферах жизни. Хорошо развитые коммуникационные навыки помогают добиваться большего в карьере, продвигаться в обществе, устанавливать глубокие отношения в личной жизни, укреплять связи с друзьями и коллегами.

  • ОПП помогает осознать, что коммуникация — это процесс обмена информации между людьми.
  • ОПП учит самоконтролю, дисциплине и сосредоточенности, что в свою очередь влияет на качество коммуникации.
  • ОПП развивает человеческие качества, такие как терпимость, уважение к мнению других и восприимчивость к новому.

Короче говоря, ОПП помогает улучшить коммуникацию, что является ключевым компонентом для успешной и счастливой жизни.

Саморазвитие и самоактуализация

Саморазвитие и самоактуализация

Важной составляющей ОПП является развитие личности через саморазвитие и самоактуализацию. Эти понятия означают процессы, направленные на постоянное улучшение и раскрытие своего потенциала.

Саморазвитие предполагает стремление к приобретению новых знаний, умений и навыков, которые помогают расширить свой кругозор, повысить уровень образованности и профессионализма. Благодаря этому человек может стать более конкурентоспособным на рынке труда, получить новые возможности для роста карьеры и повысить свой социальный статус.

Самоактуализация направлена на раскрытие своих творческих и эмоциональных возможностей. Она помогает человеку стать более самодостаточным, независимым и уверенным в себе. Благодаря самоактуализации человек может обрести смысл жизни и стать более счастливым и удовлетворенным жизнью.

  • Саморазвитие и самоактуализация помогают человеку:
  • — раскрыть свой потенциал;
  • — повысить качество жизни;
  • — стать более успешным и уверенным в себе;
  • — обрести смысл жизни;
  • — повысить социальный статус и карьерный рост.

Уменьшение стресса и тревожности

Одной из главных проблем современного общества является стресс и тревожность, которые могут негативно влиять на здоровье человека. Активное применение основных принципов ОПП может помочь в уменьшении уровня стресса и тревожности в жизни человека.

Во-первых, ОПП помогает людям более осознанно подходить к своей жизни. Благодаря умению жить в настоящем моменте, не зацикливаясь на прошлых или будущих событиях, люди чувствуют себя более спокойно и уверенно в себе.

Во-вторых, ОПП акцентирует внимание на личных ценностях и мотивационной сфере человека. Нахождение смысла в жизни и достижение важных целей является важным аспектом для уменьшения тревожности и улучшения общего состояния человека.

В-третьих, ОПП включает в себя множество техник релаксации, таких как медитация, глубокое дыхание и йога, которые не только уменьшают уровень стресса и тревожности, но также улучшают психологическое и физическое здоровье.

В итоге, ОПП обладает не только практическими преимуществами, но также улучшает общую эмоциональную и психологическое благополучие личности.

Вопрос-ответ:

Что такое ОПП?

ОПП — это образовательная программа, которая направлена на развитие личности человека в различных аспектах жизни, таких как социальной, культурной, личностной и профессиональной сферах.

Какие компоненты поддерживает ОПП?

ОПП поддерживает компоненты личностного, социально- психологического, культурного, профессионального и общеобразовательного характера.

Какой вклад в жизнь человека может принести ОПП?

ОПП может значительно повлиять на жизнь человека, помочь ему развить свои способности и таланты, научиться эффективно общаться, решать проблемы, справляться со стрессами и улучшить свой образ жизни в целом.

Какие навыки помогает развить ОПП?

ОПП помогает развить коммуникативные навыки, критическое мышление, гибкость мышления, творческое мышление, мотивацию к достижению целей, управление конфликтами и умение работать в команде.

Какая роль ОПП в профессиональном росте?

ОПП помогает развить профессиональные навыки и навыки руководства, научиться работать в сложных ситуациях, решать проблемы и осуществлять проекты в соответствии с требованиями рынка труда.

Какие преимущества ОПП перед обычным образованием?

ОПП позволяет развивать не только учебные, но и социально-психологические навыки. Оно нацелено на развитие человека в целом, что позволяет ему более полно реализовать свой потенциал, повысить самооценку и уверенность в себе. Кроме того, ОПП способствует переходу к новому уровню жизни и карьерного роста.

Как проводятся занятия в рамках ОПП?

Занятия в рамках ОПП проводятся в форме лекций, семинаров, тренингов и практических занятий. В работе используются различные методики и технологии, например, методы кейс-анализа, игровые методы, методы моделирования и т.д. Они помогают усвоить и освоить новые знания и навыки, а также развить критическое и творческое мышление.

Повышение успеха в жизни

Повышение успеха в жизни

Один из главных компонентов ОПП, отвечающих за повышение успеха в жизни — это развитие личностных качеств. Личностные качества — это те черты характера, которые в большей мере определяют поведение и поступки человека, его отношение к окружающим и к самому себе. К развитию личностных качеств относятся самоконтроль, активность, уверенность в своих силах, ответственность, честность и т.д.

Еще одним важным компонентом ОПП, способным повысить успех в жизни, является обучение новым навыкам и умениям. Современный мир постоянно меняется, поэтому чтобы достичь успеха, необходимо быть готовым к постоянной саморазвитию и обучению. Например, изучение новых языков, IT-технологий, экономических знаний и развитие социальной компетентности могут значительно повысить уровень профессиональной квалификации, что, в свою очередь, сказывается на карьерном росте и доходах.

Также важно уделить должное внимание укреплению здоровья и физическому развитию. Физическое здоровье — это основа для развития всех остальных аспектов жизни, в том числе и успеха в карьере и бизнесе. Регулярные занятия спортом, правильное питание и отказ от вредных привычек помогут сберечь здоровье и повысить работоспособность.

Итак, развитие личностных качеств, обучение новым навыкам и умениям, а также укрепление здоровья и физическое развитие — это основные компоненты ОПП, способные повысить успех в жизни. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга, и только их комплексное применение позволит добиться желаемых результатов в карьере, бизнесе и личной жизни.

Разрабатываем основную образовательную программу в ДОУ

1. Приказ руководителя ДОО о создании рабочей группы по разработке /переработке ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО.

2. Изучение нормативных документов:

· ФЗ «Об образовании в РФ»

· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования

· Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014

3. Определить количество ООП ДО в ДОО, т.к., согласно п. 2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее — Группы) могут реализовывать разные Программы, следовательно, в организации может быть несколько ООП, отличающихся не только содержанием, но и задачами работы (общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и др.).

4. Определить содержание части, формируемой участниками образовательных отношений и показать процентное соотношение обязательной части не менее 60% и вариативной не более 40%. В методических рекомендациях сформулированы подходы к решению этого вопроса, прежде всего, через учебный план организованной образовательной деятельности, составленный с учётом требований СанПиН-2013. В учебном плане определено количество НОД в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений. Например:

Количество НОД в неделю

2 младшая группа

Подготовительная к школе группа

Важно согласовать количество НОД по реализации ООП и по дополнительным платным образовательным услугам, если их организация предполагается. Подчёркиваем, что организация дополнительных образовательных услуг возможна, но не в ущерб реализации ООП ДО, и аргументирована имеющимися у детского сада возможностями (материально-техническими, кадровыми и проч.).

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

· цели и задачи реализации программы;

Цель реализации Программы: обеспечение выполнения требований ФГОС дошкольного образования в части организации образовательного процесса, ориентированного на достижение ребёнком целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.

Задачи реализации Программы:

В обязательной части Программы указать задачи комплексной (примерной) программы, важно, чтобы их содержание соответствовало социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений на этапе завершения уровня дошкольного образования или 9 задач из ФГОС ДО п.1.6.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, указать цели и задачи, связанные с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации, наличием приоритетных направлений деятельности в соответствии с лицензией на образовательную деятельность (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность**;

· принципы и подходы к формированию программы:

указать принципы программы (комплексной, примерной), с учётом которой разрабатывается обязательная часть Программы.

· значимые для разработки и реализации Программы характеристики , в т.ч.:

1. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста:

-особенности контингента воспитанников (количественные и качественные характеристики)

— количество детей, количество и виды групп,

-особенности психофизического развития детей: общее недоразвитие речи, ограниченные возможности здоровья по… (указать), тубвиражные дети и т.д.,

-индивидуальные особенности (социальный статус семей, полные-неполные семьи, национальность и проч.);

2. информация о содержании части, формируемой участниками образовательных отношений, в т.ч. информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

Эта часть Программы составляется на основе IV раздела ФГОС ДО, п. 4.6. (Целевые ориентиры образования).

Дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.).

2. Содержательный раздел.

2.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.

В этом разделе программы необходимо указать:

1. содержание воспитательно-образовательной работы по каждому направлению развития и образования детей (ФГОС дошкольного образования п. 2.6.) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания:

2. используемые вариативные программы дошкольного образования (парциальные, комплексные, примерные) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания***.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены:

• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик ( п.2.7 ФГОС дошкольного образования, «сквозные механизмы развития ребёнка») ;

• способы и направления поддержки детской инициативы; (в основе этого пункта требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы п.3.2.1);

•особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (описание системы взаимодействия детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников);

• иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов (возможно описание оценки индивидуального развития детей: педагогическая и психологическая диагностика).

2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (планируется, если такие дети есть дошкольной образовательной организации).

Этот раздел должен содержать описание коррекционной работы и/или инклюзивного образования в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а именно:

1. специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ:

2. механизмы адаптации Программы для указанных детей;

3. использования специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов;

4. особенностей проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

3. Организационный раздел.

Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:

3.1.Распорядок и/или режимы дня всех групп детского сада , в т.ч. вариативных форм дошкольного образования;

3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия , их количество и периодичность (проектирование/планирование ВОП).

При проектировании образовательной деятельности необходимо учитывать требования ФГОС ДО, указанные в п.2.10. к объёму обязательной части (не менее 60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений, (не более 40%).

3.3.Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды помещений залов, кабинетов, лабораторий, групп (зоны или центры активности, уголки), участка и прилегающей территории;

3.4.Описание материально-технического обеспечения программы:

обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. При этом возможно обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, с обоснованием их необходимости в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т.д.

4. Краткая презентация ООП ДО

Дополнительный раздел программы, в соответствии с п.2.13 ФГОС дошкольного образования.

*Каждый раздел программы начинается с новой страницы.

**Курсивом выделена часть, формируемая участниками образовательных отношений.

*** Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

Алгоритм действий при формировании участниками образовательных отношений части программы из образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

На первом этапе, исходя из требования о том, что данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и ориентироваться на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс, необходимо:

1. Провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:

Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).

Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей (мнение нескольких поколений даст больший материал для выработки) на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса.

Изучение запросов макросоциума и возможности использования его структур в процессе воспитания и обучения ребенка как новой, комплексной системы, позволяющей использовать сетевое взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры и науки. Здесь особенно важно координация действий и усилий при четком распределении функций между участниками сетевого взаимодействия.

2. На основании вышеизложенных исследований запросов членов образовательного процесса (с учетом результатов мониторинга обследования воспитанников и анкетирования членов их семей, а так же педагогов и макросоциума) осуществляется подбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных программ и/или созданных самостоятельно образовательной организацией отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации.

3. Обсуждение (открытое и гласное) выбранных программ педагогами и родителями – с целью изучения их специфики и содержания.

4. Выбор образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно, которые лягут в основу части образовательной программы дошкольной организации.

На втором этапе необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

1. Педагог – психолог изучив результаты мониторинга и анкетирования и выбранных программ определяет формы организации работы с точки зрения психологии.

2. Старший воспитатель подбирает формы организации работы с воспитанниками с учетом требований методологии и ориентируясь на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс, а так же возможностям педагогического коллектива организации.

3. Выбор формы организации работы с воспитанниками с учетом мнения педагогов и родителей воспитанников, на основе предложенных педагогом-психологом и старшим воспитателем организации.

На третьем этапе осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.

В таблице представлена корреляция структуры ОП по ФГТ и ОП по ФГОС.

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение Гостиловский детский сад

Фото организации

1.1. Настоящее положение (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. № 1155.

1.2. Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения образовательной программы, реализуемой в МДБОУ Гостиловский детский сад (далее – ДОУ).

1.3. Основная образовательная программа (далее – Программа) формируется как программа психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), а так же организационно – педагогических условий и иных компонентов.

II. Цель и задачи реализации Программы

— развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Программа должна быть направлена на решение следующих задач:

2.1. Обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;

2.2.Обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования)

2.3. Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому,

2.4. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

III. Структура и содержание Программы

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО (п. п. 2.9, 2.10).

Рекомендуемый объем обязательной части программы – не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40 %.

Обязательная часть поддерживается Примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А.Васильевой и должна обеспечить комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные образовательные программы, которые не подвергаются экспертизе).

методики, формы организации образовательной работы. Именно эта часть Программы должна показать специфику работы в ДОУ.

Программа состоит из трех разделов (в соответствии с ФГОС ДО):

3.1. Целевой раздел Программы состоит из:

3.1.1. Пояснительной записки, которая должна раскрывать:

1) цели и задачи реализации Программы;

2) принципы и подходы к формированию Программы;

3) значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

3.1.2.Планируемых результатов освоения Программы, которые конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (дети с ОВЗ).

3.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

3.2.1. Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

3.2.2. В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

3.2.3. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

— специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

— выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

— сложившиеся традиции ДОУ или Группы.

3.2.4. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

3.2.5. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

— обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

— освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

3.2.6. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется ДОУ самостоятельно.

3.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

3.4. Дополнительный раздел Программы – краткая презентация.

Раздел должен быть прописан обязательно. Краткая презентация программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации программы должны быть указаны:

— возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

— используемые примерные программы;

— характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Презентация размещается на сайте детского сада, делается скриншот страницы, и в распечатанном виде материалы помещаются в Программу.

Примерное содержание разделов Программы

1. Пояснительная записка: цели и задачи программы; принципы и подходы к формированию программы; значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

2. Планируемые результаты освоения программы (конкретизируют требования ФГОС ДО

к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса)

Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям – цель, задачи, формы, методы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, а также видов деятельности воспитанников

Описание материально-технического обеспечения программы;

обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

распорядок и/или режим дня;

особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Способы поддержки детской инициативы.

Иные характеристики содержания программы, наиболее существенные с точки зрения авторов программы

Краткая презентация программы, ориентированная на родителей

(законных представителей) воспитанников

IV. Оформление разделов Программы

4.1. Титульный лист

На титульном листе Программы должна быть представлена следующая информацию:

— в правом верхнем углу листа – информация о том, когда и кем утверждена Программа;

— в левом верхнем углу листа – информация о рассмотрении Программы на педагогическом совете;

— в центральной части титульного листа – полное наименование Программы: Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области»;

— ниже наименования можно указать авторов, разработчиков Программы, которыми могут быть специалисты ДОУ (заведующий, зам. зав. по ВМР, воспитатели групп, другие специалисты) или творческий коллектив, включающий также специалистов других учреждений образования (научного руководителя, специалиста органа управления образованием);

— в нижней части титульного листа – наименование населенного пункта, в котором находится ДОУ, и год разработки Программы.

Титульный лист может содержать и другую информацию (например, адрес, телефон/факс, электронный адрес, сайт ДОУ).

На обороте титульного листа пишется содержание или оглавление Программы, которое должно быть пронумеровано.

4.2. Целевой раздел Программы (п. 2.11.1 ФГОС ДО)

Целевой раздел программы должен включать пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы.

В пояснительной записке раскрываются:

— цели и задачи реализации Программы;

— принципы и подходы к формированию Программы;

— значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

4.2.1. Алгоритм написания пояснительной записки

1. Общие сведения

Что составило основу ООП ДОУ?

Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад №
(далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

Какие нормативные документы учитывались при разработке ООП ДО?

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи, которыми руководствуется педагогический коллектив дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО и социальным заказом родителей и общества, принимающих гуманистическую парадигму дошкольного воспитания и образования

2.Цели и задачи реализации Программы

Какова цель реализации программы?

Через какие задачи планируется достижение цели?

ЦЕЛЬ (п.п. 2.1): развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей

— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценности здорового образа жизни;

— предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;

— развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию;

— поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;

— формирование общей культуры воспитанников, прежде всего культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми;

— формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования;

— вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.

Цель и задачи могут быть дополнены в соответствии с реализацией приоритетного направления деятельности образовательной организации, ее своеобразием (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

3. Принципы и подходы к формированию и реализации

С учетом каких принципов и подходов строится Программа?

Программа разработана на основе принципов, сформулированных в ФГОС ДО.

4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Каков контингент воспитанников детского сада?

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МДБОУ Гостиловский ДС. Всего в МДБОУ воспитывается ___ детей. Общее количество групп – ___. Из них_______. (структура групп МДОУ – количество групп и количество детей, — и особенности контингента – основные характеристики воспитанников: возрастные и индивидуальные)

(Например, представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об организации и возрастных группах ДОУ, особенности детей, которые воспитываются в данной организации, а также информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются)

Какова современная социокультурная ситуация развития ребенка?

В пояснительной записке можно отразить современную социокультурную ситуацию развития ребенка (воспитанника детского сада). Это поможет грамотно, правильно спланировать образовательный процесс в ДОУ

5. Иные характеристики, которые необходимо указать в пояснительной записке

Кратко раскрыть приоритетное направление деятельности.

Указать другие особенности построения Программы.

ДОУ работает в условиях полного дня (12-часового пребывания);

соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 60 и 40 %;

группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели

4.2.2. Планируемые результаты освоения Программы

Данный подраздел Программы составляется на основе соответствующего раздела примерной программы, дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.).

4.3. Содержательный раздел Программы (п. 2.11.2 ФГОС ДО)

Содержательный раздел Программы включает в себя описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Должны быть отражены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» и т.д.

Примерная структура содержательного раздела:

1.Описание образовательной деятельности, форм, способов, методов и средств реализации программы по пяти образовательным областям (включая описание части, формируемой участниками образовательных отношений).

2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

3. Способы и направления поддержки детской инициативы.

(Данные подразделы могут быть включены в описание каждой образовательной области (п. 1), а могут быть выделены в самостоятельные подразделы.)

4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

5.Диагностика (мониторинг) – иные характеристики.

Описание содержания по пяти образовательным областям может быть представлено в текстовом формате или в структурированном виде (схемы, диаграммы, таблицы) для удобства восприятия и сокращения объема Программы.

Примерная структура предъявления содержания образовательной области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *