Что такое вектор в программировании
Вектор — одномерный массив проиндексированных элементов. Вектор представляет собой пример наиболее полного стандартного контейнера. Для использования вектора стандартной библиотеки необходимо подключить файл с описанием вектора. При объявлении вектора (так же и других контейнеров) в треугольных скобках указывается тип данных элементов, хранящихся в векторе. Доступ к элементам вектора можно осуществлять через квадратные скобки, так же как и для обычных массивов.
Доступ к функциям вектора производится через оператор «.». Вектор – это особый тип данных, шаблон класса. Подробнее о классах и шаблонах см. главу 4 и раздел 5.4.
Для вектора не обязательно сразу указывать его размер, размер вектора можно изменить в любом месте программы при помощи функции resize(), а чтобы узнать размер вектора можно воспользоваться функцией size().
#include using namespace std; vectordouble> x; // создание вектора x.resize(10); // изменение размера вектора x.resize(x.size()+100); // изменение размера вектора double sum=0.0; for(int i=0; i//доступ по индексу >
Полный список функций вектора см. Приложение 5.
Рассмотрим более подробно пример работы с вектором. Обратите внимание, что в этом примере вектор передается в функцию по ссылке, т.к. классы и массивы большого объема нерационально копировать каждый раз при вызове функции, что происходит при передачи по значению. Если функция не должна изменить содержимое контейнера, дополнительно указывается ключевое слово const.
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Прикладное программирование // Пример 3.3. Пример работы с контейнером vector // // Кафедра Прикладной и компьютерной оптики, http://aco.ifmo.ru // Университет ИТМО ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// #include // подключение библиотеки ввода-вывода #include // подключение описания вектора #include // для работы с таймером using namespace std; // подключение стандартного пространства имен для использования библиотек // прототипы функций int min(const vectordouble>& data); void fill_rand(vectordouble>& data, double max, double min); ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // пример передачи вектора в функцию // функция находит индекс минимального числа в векторе int min(const vectordouble>& data) < int index=0; double min=data[0]; for(int i=1; iif(data[i]> return index; > ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Функция заполнения вектора случайными числами // data - вектор для заполнения // max - максимальное число случайного диапазона // min - минимальное число случайного диапазона void fill_rand(vectordouble>& data, double max, double min) < // устанавливает стартовую точку для генерации // случайных чисел по текущему времени srand((unsigned) clock()); for(int i=0; i > ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////// void main() < vectordouble> x; // создание вектора // ввод количества элементов в векторе int n; cout"input vector size: "; cin>>n; // 1. заполнение контейнера индексами // заполнение контейнера for(int i=0; i// добавить элемент в конец контейнера x.push_back(i); > // вывод всех элементов контейнера cout< for(int i=0; i ; //доступ по индексу > // 2. заполнение контейнера случайными числами от 1 до 100 // очистить контейнер x.clear(); // изменить размер x.resize(20); // заполнить случайными числами fill_rand(x, 1, 100); // вывод всех элементов контейнера cout< for(int i=0; i//доступ по индексу > // вывод минимального числа в контейнере cout< // x[min(x)] аналогично записи int i=min(x); x[i]; > ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
При работе с вектором мы сталкиваемся с такими понятиями как размер и емкость. Размер — количество элементов, хранимых в контейнере, можно узнать с помощью функции size(), а изменить с помощью resize(). Операции push_back(), insert(), erase() также изменяют размеры вектора. Когда размеры вектора изменяются, то все его элементы могут быть перемещены в новую область памяти, поэтому хранить указатели на элементы вектора не имеет смысла и может быть опасно. Всегда нужно работать через итераторы (см.раздел 3.5).
С помощью функции empty() можно узнать о наличии элементов в контейнере. Если контейнер действительно пуст, то функция возвращает true.
bool res=x.empty(); // эквивалентно x.size() == 0
При работе с вектором можно выделить (зарезервировать) некоторую область памяти для потенциального расширения. Использование функции reserve() обеспечить выделение памяти для новых элементов контейнера. При этом вставка новых элементов или изменение размеров с помощью resize() не потребует перераспределения хранимого вектора в памяти. Определить «емкость» вектора можно с помощью функции capaсity().
Что такое вектор в программировании
Определяет вектор шаблона класса контейнера и несколько вспомогательных шаблонов.
vector — это контейнер, который упорядочивает элементы данного типа в виде линейной последовательности. Он обеспечивает быстрый произвольный доступ к любому элементу и позволяет динамически добавлять элементы в последовательность и удалять их. vector является наиболее подходящим типом контейнера для последовательности, когда на первом месте стоит производительность произвольного доступа.
Библиотека также использует инструкцию #include .
Дополнительные сведения о классе см. в разделе vector » vector Класс». Сведения о специализации vector см vector . в разделе «Класс».
Синтаксис
namespace std < template class vector; template class vector; template struct hash>; // TEMPLATE FUNCTIONS template bool operator== ( const vector& left, const vector& right); template bool operator!= ( const vector& left, const vector& right); template bool operator<( const vector& left, const vector& right); template bool operator> ( const vector& left, const vector& right); template bool operator<= ( const vector& left, const vector& right); template bool operator>= ( const vector& left, const vector& right); template void swap ( vector& left, vector& right); > // namespace std
Параметры
Type
Параметр-шаблон для типа данных, хранящихся в векторе.
Allocator
Параметр-шаблон для хранимого объекта распределителя, отвечающего за выделение и освобождение памяти.
left
Первый (левый) вектор в операции сравнения.
right
Второй (правый) вектор в операции сравнения.
Участники
Операторы
Имя | Описание |
---|---|
operator! = | Проверяет, равен ли vector объект в левой части оператора vector объекту справа. |
operator< | Проверяет, меньше ли объект vector слева от оператора, чем объект vector справа от оператора. |
operator | Проверяет, меньше ли объект vector слева от оператора, чем объект vector справа от оператора, или равен ему. |
operator== | Проверяет равенство объекта vector слева от оператора объекту vector справа от оператора. |
operator> | Проверяет больше ли объект vector слева от оператора, чем объект vector справа от оператора. |
operator>= | Проверяет больше ли объект vector слева от оператора, чем объект vector справа от оператора, или равен ему. |
Классы
Имя | Описание |
---|---|
Класс vector | Шаблон класса контейнеров последовательностей, которые упорядочивать элементы заданного типа в линейном расположении и разрешают быстрый случайный доступ к любому элементу. |
Специализации
Имя | Описание |
---|---|
hash | Возвращает хэш вектора. |
Класс vector | Полная специализация вектора шаблона класса для элементов типа с распределителем базового типа bool , используемого специализацией. |
Требования
Заголовок.
Пространство имен std :
Что такое вектор в программировании
Вектор представляет контейнер, который содержит коллекцию объектов одного типа. Для работы с векторами необходимо включить заголовок:
#include
Определим простейший вектор:
std::vector numbers;
В угловых скобках указывается тип, объекты которого будут храниться в векторе. То есть вектор numbers хранит объекты типа int. Однако такой вектор пуст. Он не содержит никаких элементов.
Но мы можем инициализировать вектор одним из следующих способов:
std::vector v1; // пустой вектор std::vector v2(v1); // вектор v2 - копия вектора v1 std::vector v3 = v1; // вектор v3 - копия вектора v1 std::vector v4(5); // вектор v4 состоит из 5 чисел, каждое число равно 0 std::vector v5(5, 2); // вектор v5 состоит из 5 чисел, каждое число равно 2 std::vector v6; // вектор v6 состоит из чисел 1, 2, 4, 5 std::vector v7 = ; // вектор v7 состоит из чисел 1, 2, 3, 5
Важно понимать отличие в данном случае круглых скобок от фигурных:
std::vector v1(5); // вектор состоит из 5 чисел, каждое число в векторе равно 0 std::vector v2; // вектор состоит из одного числа, которое равно 5 std::vector v3(5, 2); // вектор состоит из 5 чисел, каждое число равно 2 std::vector v4; // вектор состоит из двух чисел 5 и 2
При этом можно хранить в векторе элементы только одного типа, который указан в угловых скобках. Значения других типов в вектор сохранить нельзя, как например, в следующем случае:
std::vector v;
Обращение к элементам и их перебор
Для обращения к элементам вектора можно использовать разные способы:
- [index] : получение элемента по индексу (также как и в массивах), индексация начинается с нуля
- at(index) : функция возращает элемент по индексу
- front() : возвращает первый элемент
- back() : возвращает последний элемент
Выполним перебор вектора и получим некоторые его элементы:
#include #include int main() < std::vectornumbers ; int first = numbers.front(); // 1 int last = numbers.back(); // 5 int second = numbers[1]; // 2 std::cout << "first: " << first << std::endl; std::cout << "second: " << second << std::endl; std::cout << "last: " << last << std::endl; numbers[0] = 6; // изменяем значение for(int n : numbers) std::cout << n << "\t"; // 6 2 3 4 5 std::cout
При этом следует учитывать, что индексация не добавляет элементов. Например, если вектор содержит 5 элементов, то мы не можем обратиться к шестому элементу:
std::vector numbers ; numbers[5] = 9;
При таком обращении результат неопределен. Некоторые комиляторы могут генерировать ошибку, некоторые продолжат работать, но даже в этом случае такое обращение будет ошибочно, и оно в любом случае не добавит в вектор шестой элемент.
Чтобы избежать подобных ситуаций, можно использовать функцию at() , которая хотя также возвращает элемент по индексу, но при попытке обращения по недопустимому индексу будет генерировать исключение out_of_range :
#include #include #include int main() < std::vectornumbers < 1, 2, 3, 4, 5>; try < int n = numbers.at(8); >catch (std::out_of_range e) < std::cout >
Вектор
Вектор — это понятие из линейной алгебры, объект, имеющий длину и направление. Проще всего его описать как направленный отрезок. Он может обозначаться графически или на записи — стрелкой или числом. В аналитике и разработке вектор также понимают как упорядоченный набор чисел.
Освойте профессию «Data Scientist»
Векторы нужны для описания реальных и абстрактных сущностей: скорости, действия силы на предмет и так далее. Все эти сущности объединяет наличие размера и направления. С помощью векторов их можно описывать полно или подробно.
Вектор на плоскости или в пространстве — в любой системе координат — можно выразить как набор координат. Этот набор будет максимально точно его описывать. Поэтому вектор можно представить как упорядоченный набор чисел, и этим активно пользуются разработчики, аналитики и другие специалисты. В этом смысле вектор — вроде линии из чисел, и его можно использовать как структуру для хранения данных.
Профессия / 8 месяцев
IT-специалист с нуля
Попробуйте 9 профессий за 2 месяца и выберите подходящую вам
Кто пользуется векторами
- Математики разных направлений. Это одно из базовых понятий линейной алгебры, поэтому оно применяется в очень многих математических формулах и понятиях.
- Физики и другие естественнонаучные специалисты, так как с помощью векторов можно выразить множество формул, описывающих реальный мир.
- Инженеры, которые пользуются формулами, применяющими векторы, в ходе расчетов.
- Специалисты по Data Science, так как вектор — одна из структур, лежащих в основе этого направления.
- Специалисты по машинному обучению, потому что из векторов создаются матрицы, которые в свою очередь используются для хранения данных и обучения моделей.
- Разработчики вычислительного ПО, работающего с теми или иными математическими операциями, и люди, которые пользуются этим ПО.
- Дизайнеры и специалисты по компьютерной графике, которые могут пользоваться векторами для рисования изображений.
- Звукооператоры и звукоинженеры, так как векторы могут применяться при обработке звука.
- Представители любых других профессий, так или иначе связанных с математикой.
Для чего нужны векторы
- Для математических, физических и иных вычислений: от расчета импульса до рядов Фурье.
- Для графического и математического представления некоторых явлений и операций, например переноса предмета с одного места на другое или силы, приложенной к объекту.
- Для организованного хранения множества числовых данных, а также для операций с этими данными.
- Для представления множества чисел в виде единого объекта, что может быть важно, например в разработке.
- Для описания многомерных структур: у вектора может быть не три измерения, как у обычного геометрического объекта, а бесконечное их количество.
- Для анализа информации: ее можно собрать в векторные структуры, сгруппировать и проанализировать.
Станьте дата-сайентистом и решайте амбициозные задачи с помощью нейросетей
Использование векторов в IT
Data Science. Вектор — это одномерная структура данных, которую можно сравнить с направленной линией. Но группа векторов составляет матрицу, и это уже двумерная структура. А матрицы активно используются для хранения данных и применяются в том числе в Data Science. Более того: в этом направлении хватает математики, а математические формулы могут пользоваться векторами и другими базовыми понятиями.
Машинное обучение. Здесь тоже имеет значение использование векторов и матриц. По сути, в основе Machine Learning лежат многомерные структуры — матрицы как они есть. Именно на них строятся модели для обучения, через них передаются и видоизменяются данные.
Работа с изображениями. Наверное, вы слышали словосочетание «векторная картинка» — так называются изображения, которые состоят не из пикселей, а из векторов. В их основе не точки определенного цвета, а линии-векторы, заданные теми или иными формулами. В результате качество таких картинок не ухудшается при изменении размера, но сами они более примитивны, и сложное изображение с полутенями и переливами цвета так не нарисуешь.
Векторная графика активно используется в вебе: с помощью векторов рисуют иконки, малоцветные изображения из четких линий, разнообразные баннеры. С ней имеют дело дизайнеры и фронтендеры.
Трехмерная графика. Рисование иконок — далеко не единственное применение векторов в графике. 3D-специалисты используют векторы для создания сцен и предметов, например для описания освещения. Кроме того, они могут применяться при анимации: с помощью векторов можно описывать движения.
Курс для новичков «IT-специалист
с нуля» – разберемся, какая профессия вам подходит, и поможем вам ее освоить
Как устроен вектор
Вектор состоит из чисел, причем в нем может храниться более одного числа. Проще всего его представить как контейнер с множеством числовых данных. Эти числа можно представить как координаты, описывающие некоторую точку или движение, либо просто как набор информации. Важные характеристики вектора — строгий порядок данных и возможность совершать некоторые операции. Векторы можно складывать и вычитать друг из друга, умножать на число, причем такие операции можно изобразить геометрически.
Как писать и изображать векторы
В разных дисциплинах вектор представляют по-разному, но общая суть похожа. Вектор — это стрелка, линия, описанная математически. Его записывают по-разному:
· имя в виде буквы, над которой изображена линия или стрелка, а после имени — скобки, где через запятую перечислены хранящиеся числа. Например, v(v1, v2, v3… vn);
· набор чисел в столбик, заключенный в круглые или квадратные скобки;
· особые готические буквы.
Кроме того, вектор можно нарисовать. Его рисуют как стрелку определенной длины и направления: они зависят от наполнения самого вектора.
Сейчас расскажем подробнее, как вектор изображают в разных дисциплинах.
Профессия / 24 месяца
Data Scientist
Дата-сайентисты решают поистине амбициозные задачи. Научитесь создавать искусственный интеллект, обучать нейронные сети, менять мир и при этом хорошо зарабатывать. Программа рассчитана на новичков и плавно введет вас в Data Science.
Физика. В физике вектор «висит» в пространстве и не привязан жестко к какой-то системе координат. Он может демонстрировать реальные явления: как двигается предмет, как падает луч света или распространяется приложенная сила. Подвиньте чашку на столе: отрезок от ее начальной точки до конечной — вектор. Сила, которую вы для этого приложили, — тоже вектор. Соответственно, на физических схемах векторы рисуют как стрелки — например, от той точки, где начался какой-то процесс, к той, где он закончился. С их же помощью обозначают интенсивность и направление сил, действующих на объект.
Математика. В математике вектор обычно привязывают к системе координат. Например, для вектора из двух чисел подойдет обычная двумерная система, которой мы пользовались в школе. Там стрелка начинается в точке [0; 0] и заканчивается в точке [x; y], где x и y — числа, хранящиеся в векторе. Получается, что числа описывают и длину, и направление стрелки.
Соответственно, вектор из трех чисел описывается как линия в трехмерной, объемной системе, а если чисел больше — в многомерной. Многомерные системы графически уже не изобразишь, но их можно представить математически, и с ними в том числе работают ученые разных отраслей.
IT. В науке о данных, машинном обучении и других направлениях IT векторы изображают немного иначе. Тут их проще представлять как структуру данных, где хранится определенное количество чисел, — что-то вроде упорядоченного массива.
Более специфичное представление векторов зависит от отрасли. Например, в геймдеве могут использоваться понятия из физики, а в компьютерной графике — из геометрии. Но это только общие примеры. В реальности использование, как мы уже говорили, намного шире.
Реализация векторов в программировании
В самом простом случае вектор можно представить как упорядоченный массив. Например, динамический массив в C++ — тип данных vector, который считается одним из базовых. Но для описания таких структур могут существовать и специальные типы данных, заточенные под математику, науку о данных и другие направления.
Особые типы могут описывать и более сложные структуры, основанные на векторах: тензоры, матрицы и многое другое. Они могут быть собраны в отдельный математический модуль языка или в библиотеку, разработанную специально для того или иного направления. Например, для Python существуют NumPy и SciPy.
Python-разработчик
Освойте Python с нуля. Подготовим к трудоустройству: дадим много практики, реальные проекты для портфолио, поможем с резюме. Лучшие студенты пройдут стажировки в проектах компаний-партнеров.
Статьи по теме: