Лекция №21 Интерфейсы в программировании
Под интерфейсом в программной инженерии подразумевается связь между компонентами программной системы, целью которой является описание способа обмена информацией. Использование интерфейсов позволяет сосредоточиться на том, что делает определенный модуль, и абстрагироваться от особенностей того, как он это делает.
Интерфейс — ключевое понятие в задаче интеграции. При разработке любой программы непременно приходится использовать «чужие» компоненты, такие как встроенная библиотека типов и стандартных функций или сторонние библиотеки. Более сложные приложения могут сами состоять из многих компонентов, которые надо интегрировать между собой; зачастую эта задача усложняется тем, что взаимодействующие модули написаны на различных языках программирования и функционируют в различных операционных средах.
Выделяют две категории программных интерфейсов:
- API (application programming interface) описывает принципы взаимодействия на уровне исходного кода приложений. Пример такого описания — декларации структур данных и функций (или объектов / классов в ООП).
- ABI (application binary interface) специфицирует взаимодействие на уровне машинного кода. Например, ABI может задавать особенности вызова функций (размещение операндов в стеке / регистрах), размеры базовых типов данных и тому подобное.
Языки программирования высокого уровня (Java, Python, C#) скрывают от разработчиков пользовательских приложений особенности ABI, перекладывая ответственность за соблюдение стандартов на компилятор или интерпретатор языка. С другой стороны, роль ABI чрезвычайно велика при написании системных программ.
Интерфейсы могут использоваться как в пределах одного языка программирования, так и при интеграции модулей, реализованных на различных языках. Самый базовый тип интерфейсов первого рода — описание функций и типов данных. В большинстве языков программирования существуют средства для разделения интерфейса и реализации (например, файлы заголовков в C/C++), interface в Java или утиная типизация. Еще один способ интеграции — инверсия управления, при которой под интерфейсами подразумеваются точки перехвата контроля управления разрабатываемым приложением.
Взаимодействие компонентов, реализованных на различных ЯП, отличается большей сложностью. В случаях, если компоненты выполняются в пределах одной среды (например, Java Virtual Machine или Common Lanuguage Runtime), интеграция по своей сути не отличается от интеграции компонентов на одном ЯП. Например, большинство сред выполнения задают общую для всех поддерживаемых языков систему типов данных, принципы управления памятью и так далее. Еще один способ взаимодействия — интерфейс внешних функций — обычно используется для вызова низкоуровневых утилит (это позволяет повысить скорость работы или использовать специфичный для платформы код). Наконец, для связи между ЯП высокого уровня могут использоваться программы-посредники (middleware), такие как CORBA.
Интерфейс
Интерфейс — это набор инструментов, который позволяет пользователю взаимодействовать с программой. В более широком смысле термин обозначает любые инструменты для соприкосновения между разными системами и сущностями. Часто говорят о графическом интерфейсе — простыми словами, это внешний вид сайта, программы или приложения.
«IT-специалист с нуля» наш лучший курс для старта в IT
Слово буквально означает «место соприкосновения», поэтому в IT интерфейсом могут называть разные сущности, с первого взгляда не похожие друг на друга. Например, в объектно-ориентированном программировании интерфейс — это набор методов сущности, то есть набор действий, с помощью которых она может взаимодействовать с другими. В веб-разработке интерфейс — внешний вид сайта. А для консольной программы интерфейс — набор команд, которые можно вводить в консоль, чтобы управлять поведением этой программы.
Все эти значения объединяет одно: то, что называется интерфейсом, служит для связи между одним и другим.
Профессия / 8 месяцев
IT-специалист с нуля
Попробуйте 9 профессий за 2 месяца и выберите подходящую вам
Кто работает с интерфейсами
Интерфейсами пользуются абсолютно все, кто использует компьютеры, смартфоны или другие гаджеты. Интерфейс есть практически у любой программы, с которой вы работаете: браузера, графического редактора, мессенджера и чего угодно другого. С программой без интерфейса нельзя взаимодействовать. Это службы операционной системы, системные процессы, которые работают «в фоне» без участия пользователя.
В более узком смысле с интерфейсами работают UI-дизайнеры или разработчики, если речь идет не о графическом интерфейсе. Разработчики же реализуют интерфейс так, чтобы он был функциональным и понятным.
Какими бывают типы интерфейсов
GUI
Графический интерфейс, Graphic User Unterface — то, о чем мы говорили выше. Вы открываете любую программу, и на экране появляется окно. Все, что в этом окне, — текст, кнопки, слайдеры, картинки — интерфейс программы. То же самое с сайтами и приложениями. Внешний вид открывшегося сайта — его графический интерфейс. Окно с приложением — интерфейс.
CLI
Это аббревиатура для интерфейса командной строки, Command Line Interface. Он текстовый, не графический. Все, что происходит, описывается текстом; команды пользователь набирает в отдельной строке, самой нижней. Этот интерфейс выглядит просто как множество строк текста на однотонном фоне. Иногда текст разных цветов: цвета обозначают разные виды информации.
Когда-то графических интерфейсов не существовало, и люди работали за компьютером через CLI. И сейчас есть программы или даже целые операционные системы без GUI. Все взаимодействие с ними происходит через командную строку.
«Базовый» CLI системы включает в себя набор команд, которые нужны для управления ОС. Когда вы скачиваете какой-то инструмент или программу, чаще всего профессиональные, вы иногда можете установить вместе с ней ее CLI, чтобы более гибко управлять процессами.
Интерфейсом командной строки пользуются в основном специалисты: разработчики, системные администраторы, сетевые инженеры и другие.
API
Application Programming Interface — отдельный вид интерфейса. Им пользуются не люди, а программы, поэтому он и называется программным. Например, если владелец сайта добавляет на страницы возможность комментирования через соцсети — он пользуется API соцсети, чтобы его сайт мог с ней связаться.
Жестовый и голосовой интерфейсы
С некоторыми устройствами можно взаимодействовать с помощью голоса и жестов. Пример — умный дом, который включает свет по определенному жесту, или колонка с голосовым помощником. Голос и жесты в таком случае — способ взаимодействия, то есть интерфейс.
Общение между двумя людьми — тоже пример голосового и жестового интерфейсов.
Узнать, как продумывать и разрабатывать хорошие, функциональные интерфейсы, вы можете на наших профессиональных курсах.
IT-специалист с нуля
Наш лучший курс для старта в IT. За 2 месяца вы пробуете себя в девяти разных профессиях: мобильной и веб-разработке, тестировании, аналитике и даже Data Science — выберите подходящую и сразу освойте ее.
Статьи по теме:
- Java Reflection API
- Apache Tomcat
- IntelliJ IDEA
Интерфейс (программирование)
Интерфе́йс (от англ. interface — поверхность раздела, перегородка) — совокупность средств и методов взаимодействия между элементами системы.
В зависимости от контекста, понятие применимо как к отдельному элементу (интерфейс элемента), так и к связкам элементов (интерфейс сопряжения элементов).
- вожжи — главный элемент интерфейса между лошадью и кучером (вожжи — интерфейс системы «лошадь — кучер»). Или же вожжи — интерфейс (управления) лошади;
- руль, педали газа и тормоза, ручка КПП — интерфейс (управления) автомобиля, или же интерфейс системы «водитель — автомобиль». Для автомеханика же интерфейсными элементами являются совсем другие устройства — щуп уровня масла, например;
- электрические вилка и розетка — являются интерфейсом энергоснабжения большинства бытовых приборов;
- клавиатура и мышь — являются интерфейсом компьютера в контексте «пользователь — ЭВМ»;
- адрес электронной почты — является коммуникационным интерфейсом пользователя интернет;
- английский язык — основной коммуникационный интерфейс между пользователями интернет;
- протокол передачи данных — часть интерфейса клиент-серверной архитектуры;
- предоставление резюме и собеседование — части системы «процесс трудоустройства»;
Этот термин используется практически во всех областях науки и техники. Его значение относится к любому сопряжению взаимодействующих сущностей. Под интерфейсом понимают не только устройства, но и правила (протокол) взаимодействия этих устройств.
В контексте отдельного элемента интерфейс элемента противоположен реализации элемента (внутреннему устройству и функционированию). Пользователю элемента незачем знать, как реализован используемый элемент, чтобы управлять им, но используемый элемент должен предоставить интерфейс управления. Например, водителю вовсе не обязательно знать, как устроен двигатель, чтобы управлять автомобилем, достаточно пользоваться интерфейсом автомобиля (рулем и педалями).
Интерфейсы в вычислительной технике
Интерфейсы являются основой взаимодействия всех современных информационных систем. Если интерфейс какого-либо объекта (персонального компьютера, программы, функции) не изменяется (стабилен, стандартизирован), это даёт возможность модифицировать сам объект, не перестраивая принципы его взаимодействия с другими объектами.
Например, научившись работать с одной программой под Windows, пользователь с легкостью освоит и другие — потому, что они имеют одинаковый интерфейс.
В вычислительной системе взаимодействие может осуществляться на пользовательском, программном и аппаратном уровнях. В соответствии с этой классификацией можно выделить:
Совокупность средств, при помощи которых пользователь общается с различными устройствами.
- Интерфейс командной строки: инструкции компьютеру даются путём ввода с клавиатуры текстовых строк (команд).
- Графический интерфейс пользователя: программные функции представляются графическими элементами экрана.
- Диалоговый интерфейс
- Естественно-языковой интерфейс: пользователь «разговаривает» с программой на родном ему языке.
Способ взаимодействия физических устройств. Чаще всего речь идёт о компьютерных портах.
- Сетевой интерфейс
- Шлюз (телекоммуникации) — устройство, соединяющее локальную сеть с более крупной, например, Интернетом
- Шина (компьютер)
- Нейро-компьютерный интерфейс (англ.brain-computer interface ): отвечает за обмен между нейронами и электронным устройством при помощи специальных имплантированных электродов.
- Интерфейс функции
- Интерфейс программирования приложений (API): набор стандартных библиотечных методов, который программист может использовать для доступа к функциональности другой программы.
- Вызов удалённых процедур
- COM-интерфейс
- Интерфейс (ООП)
Интерфейсы в естественных науках
- Интерфейс (химия)
- Интерфейс (физика)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Что такое интерфейс? Объясняем простыми словами
Пишем про дизайн и искусство. Всё, что вы хотели знать о настоящем, прошлом и будущем визуальной культуры.
Интерфейс — это термин, который встречается и в дизайне, и в айти. Он означает одно и то же? Или в каждой области подразумевается своё значение?
Простыми словами объясняют, что такое интерфейс, эксперт в UX/UI Евгений Князев и эксперт в web-разработке Михаил Малышев.
Евгений Князев
CEO Antro, арт-директор, продуктовый дизайнер. Спикер Product Sense, спикер ECOM Expo. Автор курса «Логомашины» по мобильным интерфейсам, член жюри Russian Drupal Awards.
Евгений Князев об интерфейсе на дизайнерском и глобальном
Что такое интерфейс
В самом слове «интерфейс» для человека, который немного знает английский, уже есть подсказки. Явно видно, что это про interaction ― взаимодействие ― и про face ― лицо. Правда, если подглядеть в какую-нибудь «Википедию» и прочитать там определения, то можно ничего не понять.
Всё достаточно просто: интерфейс — это какая-то штука, которая помогает взаимодействовать двум системам или, условно говоря, двум другим штукам.
Например, захотелось тебе попить кока-колки из кока-кольной реки. Скорее всего, ты попробуешь повзаимодействовать с ней при помощи рук. Руки — это интерфейс, через который твоя система взаимодействует с миром. Точнее, твой мозг: он что-то хочет сделать, но у него нет возможности влиять на предметы , поэтому он начинает использовать другие инструменты — например, твоё тело, которое тоже — интерфейс, а руки — его часть.
Интерфейс — это система интерфейсов
В принципе, ты можешь с помощью рук налить себе в ладошки кока-колку и вылакать её. Но это — пример плохого варианта интерфейса: она будет проливаться, руки будут липкие и мокрые, что неприятно и, в общем-то, бестолково.
Есть кружка. Это тоже интерфейс — взаимодействия рук с кока-колкой и другими напитками. И вот получается уже система, которую можно декомпозировать :
- Мозг хочет напиток.
- Он для этого использует руки. Но только руки для колы — так себе интерфейс, поэтому…
- Он придумывает, как сделать с помощью рук какую-то штуку в зависимости от контекста и среды, в которой он находится. Например, делает кружку из каких-нибудь листьев и веток или покупает керамическую в магазине.
- И вот руки берут кружку — получается уже достаточно хороший интерфейс: кока-колка не проливается, мозг получает удовольствие от сахара.
Разным контекстам разные интерфейсы
Кружка может быть с ручкой, без ручки, состоять из стакана с подстаканником, который этому гладкому стакану добавляет ручку.
В зависимости от напитка кружка может меняться. Кока-колу можно пить из любой, даже из чашечки для эспрессо — может, это немного странно, но никто не осудит, а её вкус не особенно изменится.
Если ты будешь из кружки для эспрессо пить вино, то любители вина посмотрят косо — у них абсолютно другие требования к интерфейсу. Ёмкость для напитка, помимо утилитарной подачи напитка из среды в ЖКТ, должна соответствовать эстетическим требованиям и, например, позволять вину «раскрыться».
Какими интерфейсами занимаются дизайнеры
На языке продуктовых дизайнеров интерфейс — это, в первую очередь, видимая часть системы web-сервиса или мобильного приложения (браузера, игры, онлайн-магазина), с которой взаимодействует пользователь. Его задача — передавать информацию от юзера.
С дизайнерской точки зрения разница между веб- и мобильным интерфейсом есть, но в конечном счёте это всегда некоторый макет в Figma.
Работа дизайнера над интерфейсом отличается от создания графического или motion-дизайна. В продуктовом дизайне главное — не цепляющая эстетика форм, цветов, шрифтов и композиции. Визуальные образы (или UI) важны, они влияют на восприятие пользователем, но проектирование интерфейса не сводится к ним.
Заметка: с разделением UI и UX ситуация непроста. Во-первых, среди дизайнеров нет консенсуса на этот счёт. Во-вторых, у нас внутри компании он есть: UI — часть UX, так как user interface (UI) является частью пользовательского опыта (UX) и отделять один от другого, на наш взгляд, некорректно.
Слово design с английского переводится как «проектирование». Так что дизайн интерфейсов — это в первую очередь проектирование удобного приспособления, а не рисование и раскрашивание.
Проектировщику интерфейсов надо заботиться не только о том, чтобы его работа была красивой, но и как этим будут пользоваться — то есть о UX. Такой дизайнер должен смотреть шире, чем только на «лицо»: надо представлять и проектировать, как будет происходить взаимодействие. Поэтому в работе есть не только статичные картинки, но и анимации, проектирование переходов и откликов от системы.
И этот набор кнопок, текста, картинок, переходов и анимации позволяет и помогает человеку взаимодействовать с системой своего устройства, получая от неё нужный ему результат.
Сделать удачный интерфейс, а не лакать воду из ладошек, поможет знание 10 эвристик по Нильсену.
Михаил Малышев
Веб-разработчик, работал в «Рокетбанке» и «Яндексе». Frontend Tech Lead в Timestripe, Fullstack TypeScript Developer в Playdex. Ведёт телеграм-канал про фронтенд и веб 3.0.
Михаил Малышев об интерфейсе на айтишном
Что такое интерфейс в программировании
Простыми словами, интерфейс ― это соглашение, по которому компоненты компьютерной системы обмениваются информацией.
Обмен может происходить между программным обеспечением, компонентами компьютера, периферийными устройствами и другим железом, либо между человеком и компьютером.
Давайте рассмотрим несколько примеров интерфейсов, от самых высокоуровневых до низкоуровневых (речь идёт об уровнях абстракции: чем ниже уровень, тем глубже погружение в детали реализации и тем более подробно требуется описывать программу; например, zero-code-программирование находится на более высоком уровне по сравнению с обычным, потому что когда мы сами пишем код, то должны явно описывать каждую деталь).
Какие есть виды интерфейсов
Давайте рассмотрим три вида интерфейсов, с которыми взаимодействуют пользователи и разработчики.
Хардверные
Hardware-интерфейсы нужны для подключения физических устройств друг к другу.
— Подскажите, какой интерфейс у этой MIDI-клавиатуры?
— Она может работать и по MIDI, и по USB.
Сюда относятся как проводные интерфейсы вроде USB или Thunderbolt, так и беспроводные — WiFi и Bluetooth.
Программные
Эта аббревиатура расшифровывается как Application Programming Interface — интерфейс программирования приложения.
Эти интерфейсы используют для интеграции программ друг с другом. Например, чтобы получить данные с сервера, мобильное приложение обращается к API сервера.
API чётко регламентирован и может сильно отличаться от приложения к приложению. Поэтому разработчики API предоставляют документацию, где рассказывают для других разработчиков, как интегрироваться с этим API.
Апишка — так разработчики часто называют API.
Эндпоинт — один из доступных методов в API, например эндпоинт для добавления песни в плейлист в API Spotify.
Ручка — так эндпоинт называют в «Яндексе».
- В объектно-ориентированном программировании
Интерфейс в объектно-ориентированном программировании — это описание структуры объекта, без деталей реализации.
Пользовательские
Пользовательские интерфейсы предназначены для работы человека с программой.
Все интерактивные элементы на экране компьютера — части графического пользовательского интерфейса (GUI — Graphical User Interface).
Но не все пользовательские интерфейсы графические. Например, существует вид пользовательских интерфейсов, который называется CLI — Command Line Interface. Это консольный интерфейс для программы, для работы с которым нужно вводить команды в терминал. Программы, созданные для разработчиков, часто используют CLI вместо GUI, потому что его гораздо проще создать и развивать. Кроме того, CLI используют для автоматизации, потому что консольные команды можно выполнять внутри собственных программ. Таким образом, консольные интерфейсы одновременно являются и пользовательскими, и программными.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!