Человек под давлением
Мы живем на дне воздушного океана, ежесекундно испытывая на себе давление гигантского воздушного столба. Тем не менее человеческий организм удивительным образом приспособился к такому гнету и давление 1 бар считается нормальным. Однако отклонения от нормы чреваты ощутимым дискомфортом, а в ряде случаев и необратимыми последствиями. Что же происходит с нашим телом при изменении давления?
Кессонная болезнь
На вершине Эвереста (8848 м) атмосферное давление снижается на две трети, но при погружении в воду на ту же глубину возрастает в 885 раз! Дело в том, что вода примерно в 775 раз тяжелее воздуха, поэтому разница в давлении воды заметно ощутимее. Давление на дне жидкостного столба определяется его выстой, плотностью жидкости и силой тяжести. В морской воде давление возрастает примерно на 1 атм через каждые 10 м спуска, поэтому на глубине 30 м ныряльщик испытывает давление 4 бара (1 бар давления на поверхности + 3 бара подводного давления). При резком возвращении после воздействия высокого давления в условия обычного атмосферного давления возникает кессонная болезнь, которая характеризуется появлением кожного зуда, сильной болью в суставах и мышцах. В наиболее серьезных случаях водолазы после долгого пребывания на большой глубине при резком подъеме испытывали головокружение, затем наступали паралич, потеря сознания и смерть. И все это в считанные минуты!
Смертоносные пузырьки
Если слишком быстро подниматься на поверхность с большой глубины, то газы, растворенные в крови и тканях, высвобождаются в форме пузырьков. Сформировавшись, они продолжают расти за счет новых порций газа, разрастаясь до таких размеров, при которых способны закупорить сосуды (газовая эмболия). Это препятствует поступлению крови к тканям, вызывая нехватку кислорода и питательных веществ, что может стать причиной гибели клеток. Кроме того, воздушные пузырьки могут активизировать работу клеток крови, реагирующих на приток воздуха, например тромбоцитов, которые участвуют в образовании тромбов. И наконец, образование пузырьков внутри тканей может привести к деформации или их разрыву. Профессиональные ныряльщики на своем опыте испытали симптомы воздействия этих коварных пузырьков. Когда крупные пузыри застревают в капиллярах легких, сокращается площадь дыхательной поверхности, что приводит к перебоям с дыханием, вызывая ощущения, сходные с таковыми при асфиксии. Нарушение равновесия возникает из-за поражения вестибулярного аппарата. Нарушение кровоснабжения нервных структур — головного и спинного мозга, приводит к преходящим или стойким нарушениям функции в виде парезов или параличей, чувствительных нарушений, расстройств речи и др.
Воздушные «бомбы» в зубных пломбах
Сокращение объема газа на глубине и расширение при подъеме имеет огромное значение для ныряльщиков. Находящиеся в полостях человеческого организма газы сжимаются под воздействием давления и «растворяются» в жидкостях. Сжатие воздуха в легких, ушах и различных пазухах проявляется множеством крайне неприятных последствий. Воздух должен поступать в легкие под давлением, идентичным давлению окружающей среды, иначе они могут «взорваться». При изменении давления появляется боль в ушах из-за возникшей разницы давления во внутреннем и среднем ухе. Если сжатие произойдет слишком быстро и человек не успеет уравнять давление в среднем ухе с внешним, это может привести к разрыву барабанных перепонок. А если в зубной пломбе застрял воздушный пузырек, то при сжатии воздуха на глубине в пломбе или зубе может произойти имплозия, т.е. взрыв, направленный внутрь. На большой высоте возникает прямо противоположная опасность: при низком давлении зуб с пузырьком воздуха внутри может разорваться.
Нервный синдром высокого давления
Под давлением 21 бар, что соответствует глубине 200 м, у людей развивается нервный синдром высокого давления (НСВД), в просторечии называемый «трясучка». Как следует из названия, это нервное расстройство проявляется дрожью, головокружением, тошнотой и кратковременными периодами отключения внимания — так называемым микросном. НСВД ставит предел глубины, на которую может погрузиться ныряльщик в естественной среде. На гелиоксе (кислородно-гелиевая смесь) этот предел составляет 200–250 м. Однако на других специальных дыхательных смесях (например, тримикс — кислородно-гелиевая смесь с добавлением небольшого количества азота) человек может выдержать глубину до 450 м в открытом море и до 600 м в компрессионной камере. Нижняя безопасная граница для погружений на сжатом воздухе составляет около 30 м. Определяют ее содержащиеся в дыхательной смеси газы, поскольку под давлением азот и кислород становятся токсичными. Сжатым воздухом нельзя пользоваться на глубине ниже 30 м из-за опасности азотного наркоза. У ныряльщиков, которые дышат сжатым воздухом, пузырьки в крови образует прежде всего азот, поскольку содержание углекислого газа крайне низкое, а кислород быстро потребляется тканями.
Азотный наркоз
Под давлением в несколько атмосфер азот вызывает интоксикацию организма, напоминающую алкогольное опьянение. Симптомы появляются не сразу, что особенно опасно. Ныряльщики по мере погружения проникаются иллюзорной уверенностью в собственных силах, одновременно теряя дееспособность. Появляются неуместная эйфория, повышенное возбуждение, отрыв от реальности, потеря координации, иррациональное поведение. Известны случаи, когда находящиеся в состоянии азотного опьянения ныряльщики предлагали свой загубник проплывающей мимо рыбе. В легкой форме азотная интоксикация (так называемый азотный наркоз) возникает на глубине 50 м. По мере увеличения глубины симптомы усиливаются, и после 90 м наступает потеря сознания. Действие азотного наркоза заканчивается сразу же после всплытия при снижении давления с 10 до 5 атм. При частых погружениях организм адаптируется к воздействию азота, но, тем не менее, азотный наркоз стал причиной гибели множества ныряльщиков, отважившихся погрузиться на глубину 50 м. Именно из-за азотной интоксикации рекомендуемая глубина погружения на сжатом воздухе не должна превышать 30 м.
Кислородное отравление
Чистый кислород — токсичное вещество, и под давлением его токсичность только возрастает. Большинство людей могут спокойно дышать чистым кислородом под давлением 1 атм до 12 ч без всяких пагубных последствий. Но уже через сутки начинается раздражение легких, вызванное прогрессирующим разрушением клеток, выстилающих стенки альвеол. Первым признаком недомогания становится кашель, но в особо тяжелых случаях возможны нарушение дыхания, скопление жидкости в легких и даже капиллярное кровотечение, в результате которого легкие наполняются кровью. При давлении 2 атм человек со временем начинает испытывать головокружение и тошноту, иногда может возникнуть паралич конечностей. Через несколько часов (а при физической усталости и раньше) начинаются конвульсии, похожие на эпилептический припадок. Иногда они бывают настолько сильными, что приводят к переломам костей. Чем выше давление, тем быстрее возникают припадки. Под давлением 7 атм дышать чистым кислородом можно в течение не более 5 мин, после чего начинаются судороги. Интересно, что под таким давлением кислород перестает быть газом без вкуса и запаха, а становится кисло-сладким, напоминая, по свидетельствам очевидцев, «разбавленные чернила со щепоткой сахара» или «выдохшееся имбирное пиво».
Опасные профессии
Даже после кратковременного пребывания на глубине подниматься на поверхность необходимо медленно, чтобы организм успел адаптироваться к изменению давления. Водолазам на нефтяных платформах, занимающихся укладкой и ремонтом трубопроводов, приходится по нескольку недель проводить на океанском дне. Даже при использовании гелиокса, после погружения на 100 м на декомпрессию уходит 4 дня, и 10 — после подъема с 300-метровой глубины. У подводников, перенесших острую кессонную болезнь, зачастую наблюдается целый ряд таких симптомов, как потеря слуха, возрастающий тремор, снижение чувствительности ступней и ладоней, а также другие неврологические расстройства. С помощью магнитно-резонансной визуализации в мозге некоторых аквалангистов выявили крошечные очаги повреждения — участки ишемии, образовавшиеся вследствие гибели нервных клеток, которые, вероятно, возникли из-за блокировки воздушными пузырьками кровеносных сосудов. Подобные повреждения были выявлены только у людей с открытым овальным окном между правым и левым предсердием, но персистирующее овальное окно сохраняется лишь у четверти населения земли (у остальных оно закрывается вскоре после рождения).
Отсроченная опасность
По итогам исследования с участием 131 немецкого подводника за десятилетний период у 72 человек по данным ренгенографии был выявлен некроз костей, и лишь 22 из них полностью избежали последствий длительного воздействия повышенного давления. Разрушения наблюдались чаще всего на концах длинных костей ног и рук и, предположительно, возникали из-за крошечных пузырьков воздуха в костной ткани, которые закупоривают мелкие капилляры, питающие клетки костей, что приводит к отмиранию остеоцитов. У некоторых людей поражение затрагивает и суставную поверхность кости, приводя к острому артриту бедренных и плечевых суставов. Частота возникновения и острота поражений костей напрямую связаны с глубиной погружений. Те, кто никогда не опускался ниже 30 м, остались целыми и невредимыми, а у 20% экстремалов, побывавших на глубине 200 м и ниже, отмечены симптомы некроза.
Организм человека реагирует на изменение давления перестройкой своих биологических систем. Чтобы при этом не произошли необратимые процессы, для всех людей, чья работа связана с трудом при низком и высоком давлении, разработаны гигиенические требования к режиму и условиям работы, правила декомпресии, перечень противопоказаний для персонала.
Татьяна Кривомаз, канд. биол. наук
По материалам книги профессора физиологии Оксфордского университета Френсис Эшкрофт «На грани возможного:
наука выживания»
“Фармацевт Практик” #06′ 2015
Максимальные перегрузки в самолете: что значит величина G, какую нагрузку может выдержать человек
О том, чему равна перегрузка в 1G, 2G, 5G, 8G и 10G современный человек знает достаточно мало — по крайней мере, если он не работает, например, в сфере гражданской или военной авиации. Считается, что люди, находящиеся на борту воздушного пассажирского лайнера, при взлете испытывают на себе инерционное воздействие в районе 1,5 G.
Их телам, пребывающим внутри летящей конструкции, сообщается определенное ускорение (со стороны внешней силы, в роли которой выступает двигатель). Организм реагирует на такое воздействие по-разному — едва заметным потемнением в глазах, легким головокружением или даже болью в голове.
О природе данного явления мало кто задумывается, равно как и об основных принципах функционирования существующих летательных аппаратов. На самом деле эта тема довольно интересна, причем не только для увлекающихся самолетостроением, но и для «обывателей», поскольку со схожими силами каждому жителю мегаполиса приходится сталкиваться повсеместно: при поездке на поезде, подъеме на лифте и в момент пребывания на пассажирском сидении резко изменившего скорость движения автомобиля.
Общие сведения
Рассказать простыми словами о том, что такое G-перегрузка для человека — это значит сделать небольшой экскурс в мир современной физики. За соответствующим понятием скрывается абстрактное определение — отношение величины линейного ускорения, вызванного негравитационным давлением, к стандартной инерции свободного падения. Разобраться с таким обозначением достаточно трудно, по крайней мере, лучше предварительно освежить знания, полученных на школьной скамье. Вспомним формулу:
Перегрузка (G)=Ускорение, переданное телу негравитационной силой/Стандартное ускорение свободного падения (9,8 м/с²)
Результирующая величина абстрактна — мы соотносим метры, деленные на «квадратные» секунды, а затем смотрим на полученный результат в единицах. Однако специалисты внедрили в обиход ту самую буковку G, которой сегодня принято идентифицировать «отношение ускорений».
Например, если человек встанет на ноги из положения сидя, он не почувствует ничего. Хотя фактически окажется, что на его тело действует нагрузка в размере 1 G. Если окружающая его квартира вдруг резко сдвинется, скажем, на 300-400 метров вправо, сила инерции, обеспечивающая давление, изменится пропорционально той скорости, с которой будет смещаться дом.
Перегрузки в 1G, 7G, 10G или 12 G — это сколько
На любой предмет, находящийся на нашей планете, действует целый спектр различных сил: тяготение, инерция, давление, упругость, трение и пр. Как сейчас принято считать, между объектами, обладающими ненулевым весом, всегда образуется притяжение. Эти же силы действуют и на человека.
Однако в эту схему, завязанную на ускорении двух тел, нередко вмешиваются всевозможные сторонние факторы. Они могут быть:
- Кратковременными. Водитель и пассажиры автобуса при резком торможении подаются вперед, испытывая перегрузки.
- Длительными. Летчики за штурвалами самолетов, когда выполняют фигуры высшего пилотажа.
- Положительными. Проявляются, например, в лифте или при стремительном разгоне на мощном мотоцикле.
- Отрицательными. Хорошо заметны в поездах, когда машинист вместо плавного торможения, как будто бы дергает стоп-кран.
- Нулевыми. Наблюдаются исключительно в космосе — никаких сил на тело не действует, так что оно свободно находится в условиях невесомости.
Все связанные с инерционным воздействием понятия тем или иным образом касаются отраслей гражданской, военной авиации, а также космонавтики. Именно там эффект смены вектора ускорения достигает своего пика, становясь максимально заметным. Даже тренировки будущих космонавтов осуществляются посредством аэротруб и мощных центрифуг, которые готовят организм человека к тем нагрузкам, которые он будет испытывать, например, при старте ракеты.
1 G
Чтобы понять, что значит максимальная (предельно допустимая перегрузка), и сколько G может выдержать человек, нужно сначала разобраться с таким параметром, как инерция. На любой объект, находящийся на поверхности планеты, действует сила притяжения, связанная с показателем ускорения свободного падения 9,8 м/с², при этом человеческий организм к этому приспособлен.
Поскольку обозначенная величина носит векторный характер, то для любого тела важно направление ее воздействия. Когда мы двигаемся строго по прямой или не двигаемся вообще, внутренние органы тела остаются в прежнем состоянии. Если в этот момент появится какая-либо третья негравитационная нагрузка, то «внутренности» попытаются остаться на месте, стараясь остаться в прежнем положении.
2 G
Считается, что на пассажиров гражданских авиалайнеров действует нагрузка порядка 1,5-2,5 G. Представленные цифры стандартизированы — авиакомпании не имеют прав на использование самолетов, обладающих слишком слабой защитой от перегрузок. С аналогичными состояниями сталкиваются и парашютисты, зависающие под куполом на высоте нескольких тысяч метров от поверхности земли. Там речь идет о перегрузочном векторе в районе 1,8-1,9 G (при раскрытии от 10 до 16 G, в зависимости от конструкции парашюта).
Проблема заключается в том, что соответствующие силы оказывают самое деструктивное влияние на состояние здоровья. Человек может выдерживать 15-кратное давление не более 3-5 секунд, после чего теряет сознание. При влиянии больших величин происходит процесс оттока крови от головы, с последующим кислородным голоданием мозга. Величина ущерба здоровью зависит от индивидуальных характеристик организма. Чем меньше индивидуум подготовлен к подобному воздействию, тем хуже будут последствия.
5G
С семикратными перегрузками сталкиваются лишь опытные летчики разнообразных военных и спортивных самолетов, которые выполняют сложные фигуры высшего пилотажа.
При посадке летательного аппарата двигатель стремится воспрепятствовать его свободному падению. Реактивная установка направляет борт в противоположную сторону падения. Соответственно, образуется та самая разность ускорений, наносящая определенный урон здоровью пилота.
Почувствовать на себе факторы воздействия в 7G, поднявшись в небо на несколько тысяч метров, сегодня может каждый. Компания «Полетомания» предлагает приобрести сертификат на полет на судне под названием «Дельфин» — чехословацкий Л-29 разгоняется до 700 км/ч, и пассажиры испытывают невероятные ощущения и эмоции. Приключение длится в течение 20-30 минут, в зависимости от выбранной заказчиком программы.
Перегрузка 8 G
На заре эпохи авиастроения специалисты провели множество исследований и выяснили, что «соотношение ускорений» в районе 8G и 10G — это предел физиологических возможностей человека (конечно, если речь идет о длительном влиянии).
Проще говоря, долго существовать человеку под таким перегрузочным вектором не может — кровь отливает от головы, и у мозга начинается кислородное голодание, которое вызывает полную потерю создания. Минимизировать воздействие могут только предварительные тренировки и специализированные противоперегрузочные костюмы, вроде тех, что конструируются для современных космонавтов.
Считается, что парашютисты испытывают на себе эффект инерционной силы в районе 15G при открытии парашюта: он будто зависает в воздухе на несколько миллисекунд. Такое воздействие носит максимально кратковременный характер и не вызывает хоть сколько-нибудь серьезных последствий.
Перегрузка 10 G
10-кратные нагрузки являются наглядной демонстрацией предела физиологических способностей человеческого организма. Если обыкновенное гравитационное ускорение свободного падения 9,8 м/с² тело не ощущает в принципе, то превышение данного значения на целый порядок становится критической проблемой. Люди, попадающие под действие соответствующего перегрузочного вектора более, чем на 2-3 секунды:
- Начинают страдать от незначительных функциональных сдвигов.
- Теряют способности, связанные с координацией в пространстве.
- Ощущают тяжесть, как если бы на них положили каменную плиту.
- Постепенно утрачивают зрение.
- Испытывают последствия от расстройств сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Вредное воздействие наносится буквально всему организму, в том числе и в области ЦНС и морфологических изменений тканей. Впрочем, здесь все зависит от степени подготовки. Опытный летчик или космонавт переносит 10-кратное давление относительно спокойно, особенно если будет использовать специализированный высотно-компенсирующий костюм с герметичным шлемом.
12 G
Сведения о том, что такое перегрузка в авиации, и какую максимальную величину может выдержать человек, носят исключительно практический характер. Дело в том, что простых людей подобные вопросы, как правило, не интересуют. Они актуальны для лиц, связанных с военными или гражданскими полетами и космосом. Поэтому все эффекты от 12-кратных нагрузок испытываются только на практике в подготовленных исследователями опытах и экспериментов.
Именно здесь располагается верхняя граница физиологических способностей. Если к меньшим перегрузочным векторам еще можно более или менее приспособиться, то величину, равную 12G, долго никто не сумеет выдержать. Впрочем, о длительном воздействии таких сил на человеческий организм, речи обычно не идет.
Космонавты, летчики, водители гоночных болидов — все они действительно сталкиваются с мощнейшими напряжениями, но их продолжительность никогда не превышает полторы-две секунды. Тем более что персональные способности пилотов дополняются техникой — противоперегрузочными и высотно-компенсаторными костюмами.
Максимальные перегрузки при взлете и посадке пассажирского самолета
Многие люди, пользующиеся услугами современных авиаперевозчиков, замечали, что в одних случаях посадки происходят максимально мягко, а в других — чрезвычайно жестко, с сильным давлением в момент касания. Со стороны кажется, что проблема скрывается исключительно в навыках пилота, пребывающего за штурвалом борта. На практике оказывается, что квалификация летчика, конечно же, играет роль, но она дополняется другим фактором — конструкцией самого летательного аппарата.
Интересно, что советские и российские самолеты ТУ-134 и ИЛ-86 садятся намного мягче, по сравнению со своими зарубежными аналогами. Они словно «притираются» к полосам — сначала двигаются параллельно линии, а затем постепенно достигают точки касания. Иностранные лайнеры функционируют более грубо, но в современной авиации есть стандарты, и их придерживаются абсолютно все авиаперевозчики.
Так, например, максимальная нагрузка, которую испытывают пассажиры летательного аппарата, не должна перешагивать за отметку в 2,5 G. В противном случае посадка получится слишком жесткой. Причем речь идет не только о здоровье пассажиров, но и о качественном состоянии борта. После такого приземления ему потребуется техническое обслуживание или капитальный ремонт.
Какую максимальную перегрузку может выдержать человек
Рекордов, связанных с предельными перегрузочными векторами, воздействующими на людей в течение определенного (краткосрочного или пролонгированного) временного промежутка, на самом деле очень много:
- Аварийный спуск легендарного космического корабля класса «Союз» — порядка 25 G.
- Добровольное испытание на специализированном симуляторе-центрифуге — Джон Пол Стэпп, до 46,2 G.
- Наибольшее кратковременное давление — 214 G, Кенни Брак, авария на последней гонке сезона в Форт-Уорте.
- Крушение шаттла «Челленджер» с 7 пассажирами на борту — 250 G, выжить не удалось никому.
По оценкам специалистов, межпланетная станция «Венера-7», при торможении в атмосферных слоях планеты Венера, испытывала инерционное воздействие порядка 350 G.
В статье мы разобрали, в чем измеряется уровень G-перегрузок в авиации и космонавтики, у летчиков спортивных самолетов и военных истребителей. Очевидно, что несмотря на уже имеющиеся данные в исследованиях по этой теме, область требует дальнейших научных изысканий.
Самое большое давление у человека
Показатель артериального давления является одним из самых жизненно важных для человека. На протяжении длительного периода времени медицина искала точный ответ, какое давление считается самым нормальным. Было установлено, что повышенное давление несет серьезную опасность для организма человека.
Какое давление является самым высоким
Стоит обозначить, что артериальное давление (АД) подразумевает такое давление, которое создает кровь, бегущая по артериям. Его принято разделять на систолическое и диастолическое. Рекорд, зафиксированный в мире, составляет 310/220 мм рт. ст. Это самое большое давление из когда-либо зафиксированных.
Какое давление считается самым нормальным
Нормальное АД 100-139 мм рт. ст. Если систолическое давление падает ниже отметки 90 мм, значит наступает гипотензия.
Это состояние потенциально не является опасным, однако способно создать сильное чувство дискомфорта. Самое неприятное в гипотензии заключается в значительном снижении концентрации внимания. Человек, столкнувшийся с таким недугом, с трудом сможет даже читать. Если систолическое давление превышает 140 мм, регистрируют гипертензию.
Какие симптомы у гипертензии
Высокое кровяное давление способно нанести большой вред организму человека. Часто оно указывает на наличие патологий. Подобное явление возникает из-за высокого сосудистого сопротивления. Но это только один из возможных вариантов. Точные сведения может дать только опытный врач. Важно учитывать, что на состояние давления может оказывать влияние переутомление, употребление специальных препаратов, включение в рацион пищи, содержащей вещества, влияющие на АД.
В медицине выделяют несколько состояний АД:
- нормальное;
- высокое;
- гипертензия 1 степени;
- гипертензия 2 степени;
- гипертензия 3 степени.
Отметим, что гипертензия 3 степени регистрируется в момент достижения показателей 180/110 мм рт. ст. В отношении артериальной гипертензии было проведено большое количество самых разных исследований, однако они не смогли выявить точные причины развития гипертонической болезни.
Какие причины могут вызывать высокое давление
В медицине установлены самые распространенные причины, способные вызвать большое давление в организме человека. К ним относятся такие факторы влияния, как препараты, заболевания мочевыделительной системы, эндокринные, болезни аорты, осложнения, возникшие при беременности, проблемы с нервной системой.
Вызывать большое давление могут антидепрессанты, глюкокортикостероиды (например, преднизолон). Негативное воздействие могут оказывать также контрацептивы. К факторам риска, способным привести к развитию гипертонической болезни, относятся следующие пункты:
- Наследственные факторы.
- Недоношенность.
- Малый вес ребенка может указывать на потенциальную предрасположенность к высокому давлению.
- Большой избыточный вес.
- Высокое содержание соли в пище. Нормой употребления поваренной соли принято считать 5 граммов в сутки.
- Употребление алкоголя, курение. Вредные привычки способны ухудшить состояние сосудов и повлиять на кровеносную систему самым пагубным образом.
- Недостаточная физическая активность.
- Плохая окружающая среда, ежедневные стрессы, повышенный уровень шума.
Из всех перечисленных факторов необходимо заострить большое внимание на лишнем весе, вредных привычках, сильных стрессах. В большинстве случаев именно эти причины увеличивают риск гипертонии.
Какой возраст является нормальным для высокого давления
Подростки часто сталкиваются с мощным всплеском гормонов. Обычно этот период длится с 15 до 21 года. Эмоциональность при этом не является фактором, способным сыграть роль в повышении давления.
Какое давление принято считать критическим
Мы отметили, что самое высокое давление в мире составило 310/220 мм рт. ст. Однако врачи утверждают, что критическими показателями принято считать 260/160 мм рт. ст. Таким образом, рекордный показатель АД можно считать феноменом, ведь уже даже при критических значениях организм человека может погибнуть.
Возникновение гипертонии может привести к гипоксии, самый большой вред которой заключается в негативном воздействии на головной мозг, фактически лишившийся кислорода. Проблема мозга заключается в его, казалось бы, необычайно развитой системе кровоснабжения. Сосудистое кольцо может работать нормально только при нормальных значениях давления. Иначе происходит нарушение регуляции тонуса, происходит повышение проницаемости, далее может развиться гипоксия.
Какая существует профилактика высокого давления
Людям, которые сталкиваются с повышенным давлением, нужно помнить о необходимости регулярных проверок. Часто человек не ощущает симптомов и не подозревает, какую опасность скрывает АД. Даже при длительном характере гипертонии люди игнорируют состояние, списывая все на усталость или переутомление. Важно понимать, что давление растет при сужении сосудов, когда сердцу приходится работать на «высоких оборотах».
К гипертонии может привести пища, содержащая большое количество насыщенных жирных кислот. Самым высоким содержанием данных веществ отличаются масло, сыры, сметана. Рекомендуется избегать продуктов, содержащих в большом количестве пальмовое масло. Пирожное, шоколад, печенье, жирная колбаса, чипсы — все это источники насыщенных жирных кислот. Конечно, важно учитывать двигательную активность, есть нужно ровно столько, сколько необходимо организму для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Более того, нужно учитывать состав продуктов. Многие производители даже указывают процент содержания НЖК на 100 граммов.
Объем потребляемой соли тоже нужно сокращать. Еще давно ученые заметили, какое влияние она способна оказывать на организм человека при чрезмерном употреблении. Самая большая проблема заключается в том, что большинство продуктов, продаваемых на прилавках супермаркетов, содержат немало соли. Используя эту добавку в рационе, мы подвергаем свой организм и еще больше опасности. Для тех, кто любит соленую пищу, самым лучшим вариантом избавиться от излишков станет физическая активность. Соль способна снизить эластичность сосудов, негативно повлиять на почки, печень.
Какое влияние оказывает алкоголь
Многие люди считают, что употребление алкоголя способствует снижению давления. Однако здесь необходимо помнить, что речь идет о расширении сосудов, что вовсе не обязательно сыграет положительную роль. Употреблять алкоголь необходимо умеренно.
Регулярное распитие спиртных напитков даже в самых малых количествах способно повысить показатель АД. Также следует помнить о биологически активных веществах, содержащихся во многих алкогольных напитках. Высокую опасность несут для организма человека энергетики. Сочетание их с алкоголем может привести к самым пагубным последствиям.
Какую пищу стоит употреблять для профилактики
Чтобы АД не было большим, нужно включать в свой рацион овощи, курагу, картофель, орехи и бананы. В них содержится калий, способный положительным образом повлиять на кровяное давление. Калий необходим сердцу для нормального функционирования, причем продукты, которые имеют его в своем составе, можно есть в больших количествах. Пищевые добавки же следует употреблять умеренно.
Какие меры следует принимать для контроля состояния АД
В действительности самые простые меры могут помочь защитить организм от многих проблем. Нужно есть пищу, которая содержит минимум соли, отказаться от курения, заниматься спортом — даже умеренные физические нагрузки помогут организму быть в тонусе, что благотворно скажется на состоянии кровеносной системы.
Важно минимизировать факторы стресса и избегать раздражителей. Постоянное отслеживание кровяного давления тоже является хорошей привычкой. Употреблять медикаменты без назначения врача нельзя ни в коем случае.
Много внимания следует уделить вопросу стресса. При ежедневном негативном психологическом воздействии человек обязательно должен компенсировать стресс физической активностью. Доказано, что при физических нагрузках уровень кортизола значительно снижается. Тренировки должны носить регулярный характер, поскольку позволяют организму войти в определенный режим и сохранять его. Интенсивность необязательно должна быть высокой.
Как действовать при гипертоническом кризе
Если возникает острый гипертонический криз, необходимо вызывать скорую помощь. Если же застиг неосложненный вариант, нужно за 2 часа снизить давление хотя бы на 30%. Делать это необходимо осторожно, иначе произойдет нарушение кровообращения. Такой сценарий называют гипоперфузией. Помочь снизить давление позволят медикаменты.
Какой прибор используется для регистрации давления
Чтобы контролировать состояние давления, используется тонометр. Существуют автоматические и полуавтоматические приборы. Также еще встречаются механические. В них используется резиновая груша. Несмотря на широкую распространенность автоматических и полуавтоматических тонометров, врачи прибегают к механическим аналогам, так как они позволяют получить максимально точные сведения. При этом используется фонендоскоп, чтобы прослушивать сокращение артерий.
Какой тонометр следует покупать? Это будет зависеть от частоты использования. Если использование прибора планируется нечасто, то можно выбрать автоматический (полуавтоматический вариант). В таком устройстве есть опция сохранения измерений, таймер, удобный дисплей, отображающий показатели, календарь и различные технологии. Однако его придется регулярно калибровать, потребуется смена батареек, а срок службы относительно мал. Если нужно пользоваться тонометром каждый день, лучше приобрести механический аналог. Конечно, он не настолько комфортен, но зато практичен. Производителей на рынке, выпускающих различные тонометры, достаточно. Среди них выявляются Rossmax, A&D, Microlife, Omron. Многие полуавтоматические и автоматические модели отличаются надежностью, хотя довольно дорогие. Однако они могут помочь правильно истолковать показатели и даже предупредить опасные последствия.
Читайте также:
- Самый богатый человек в мире
- Хикама, репа по-мексикански
- Самые странные фобии человека
- Топ 5 лучших отелей в Хургаде с хорошими пляжами
- Битез с песчаными пляжами
Какое давление воздуха может выдержать человек? Естественно при постепенной декомпрессии.
В подводных лодках используют такой метод вроде Если резко человека поместить в всокое давление,его просто раздавит, а если постепенно то не чего не будет. Вопрос только какой предел?
Лучший ответ
Для человека минимальное допустимое давление составляет 0,3 ат (кгс/см²), соответствующее примерно давлению на самой высокой точке г. Эверест (8850 м) . Пределом (порогом, за которым человек не выживет) , считается давление 0,28 кгс/см², соответствующее высоте 9000 м. Обычно на таких высотах для дыхания используется кислород, но на Эверест поднимались и без кислородного оборудования.
При увеличении давления, например при погружениях в воду без ограничения времени нахождения под таким давлением при дыхании воздухом человек выдерживает давление 2,1 кгс/см² на глубине 21 метр. Максимальная глубина погружения на воздухе для тренированных дайверов — метров 100 (10 ат) , причем разрешенная для обычных работ глубина — 60 метров, глубже азот, которого в воздухе 78%, начинает растворяться в крови в больших количествах и вызывает наркотическое опьянение (азотный наркоз) . Для погружений на большие глубины используются кислородно-азотно-гелиевая смесь КАГС (Trimix) содержащая 10% кислорода, 50% гелия, и 60% азота, рекорд погружения на которой 313 метров. Для ещё более глубокиих погружений используется КГС (Heliox 20/80), содержащая 20% кислорода и 80% гелия. На КГС считается безопасным погружение до 610 метров. Отметка 600 метров была пройдена американцами ещё в 1981 году. Предел человеческих возможностей точно не известен, при давлениях более 61 кгс/см² уже и сам кислород, который нечем заменить, начинает вызывать опьяняющее воздействие на организм человека, возникает отравление диоксидом углерода (углекислым газом, С2), оксидом углерода (СО) , токсическое воздействие гелия (“гелиевая дрожь”). Ведутся работы по поиску способов уменьшения такого влияния и по подбору дыхательной смеси. Если это удастся, то возможно и отработанные в барокамерах 71 ат не предел. Есть рыбы, которые прекрасно себя чувствуют при давлении 1000 ат, но поднимать их нельзя.
Олег ПестряковПросветленный (27419) 14 лет назад
Дыхательная смесь КАГС (Trimix) содержит 10% кислорода, 50% гелия, и 40% азота, в ответе процент азота указан неверно.
Robert Rod Мастер (1212) Вот и я удивился. В сумме вышло бы 110%. Хорошо, что пояснили. Удивительно как давно была написана эта информативная сводка.
Олег ПестряковПросветленный (27419) 14 лет назад
Абсолютные рекорды моделируемых и реальных погружений. http://www.seapeace.ru/underwater/diving/60.html Максимальная глубина при моделируемом погружении (в барокамере) — 701м достигнута Тео Мавростомосом (Theo Mavrostomos) в Марселе в ноябре 1992 года. Для дыхания он использовал водород, кислород и гелий. Вот человек, испытавший самое высокое давление — 70 бар (71,38 ат).
Максимальная глубина реального погружения 330 м достигнута в июле 2005 года на Корсике Паскалем Бернабе (Pascal Bernabe). http://www.yagazeta.com/news.php?extend.659
Олег ПестряковПросветленный (27419) 14 лет назад
Опять ошибочка вышла. Не ту фотку зацепил.) Фото выше не Тео Мавростомос, это дайвер, который с ним общался. Вот настоящий Theo Mavrostomos, внизу слева на фотографии: